Лондон родина метро как вида транспорта, а Лондонское метро старейшая в мире подземная городская железная дорога. Первая ее очередь Паддингтон (в то время Бишопс) Фаррингдон, названная «Метрополитен-лайн», была открыта в 1863 году. Название этой линии превратилось во многих языках мира в нарицательное слово «метрополитен», обозначающее городскую систему внеуличного рельсового транспорта. Сами же англичане называют метро в целом «подземкой» (Underground), а участки глубокого заложения «трубой» (Tube).
Сразу же после открытия первой очереди Лондонское метро стало бурно развиваться. В 1864 году линия Метрополитен была продлена до Хаммерсмита (этот отрезок впоследствии стал частью линии Хаммерсмит энд сити). В 1868 году началось движение до Южного Кенсингтона. В 1876 был пущен участок до Олдгейта, а в 1882 до Лондонского Тауэра. Кроме того, в 1868 была построена ветка от Бейкер-Стрит до Суисс-Коттедж, которая к 1889 году была поэтапно продлена до Чесхэма.
В 1868 - 1871 годах был построен первый участок Кольцевой и Дистрикт линий: Южный Кенсингтон Мэншен-Хауз. А уже к 1884 году кольцо было замкнуто. Линия Дистрикт в 1874 году достигла Хаммерсмита, в 1877 Ричмонда, а в 1879 Илинг Бродвей. К 1889 поезда по этой линии ходили уже до Уимблдона. В результате такой метростроительной «лихорадки» к 1900 году, когда открылась первая линия метро в Париже, Лондон уже имел разветвленную сеть линий.
С 1890 года вместо тоннелей мелкого заложения стали строить линии, которые в центре города проходят в тоннелях глубокого заложения (Tube), а на окраинах выходят на поверхность. В 1890-1904 годах были построены четыре таких линии, получившие общее наименование Индепендент-тьюб. Три более поздние подобные линии, открытые в 1906-07 годах, получили классификацию Йеркс-тьюб, по фамилии чикагского миллионера Йеркса, на деньги которого они были сооружены.
Первые метропоезда действовали на паровой тяге, причем локомотивы были устроены так, что отработанный пар конденсировался, а не выпускался сразу наружу. В 1890 году открылась первая в мире линия на электрической тяге это была Северная линия на участке Стоквелл Кинг Уильям-Стрит (ныне Бэнк), положившая начало системе Индепендент-Тьюб. В 1898 была сооружена вторая маленькая, всего из двух станций, электрифицированная линия глубокого заложения (Tube) Ватерлоо энд Сити, также входящая по классификации в Индепендент-Тьюб. С этого времени началась и поэтапная электрификация паровозных линий, которая полностью завершилась к 1913 году.
Система электропитания в Лондонском метро осуществлена по двум контактным рельсам: центральному, расположенному посередине между двумя несущими рельсами, и боковому, расположенному так же, как и третий рельс в обычной для большинства метрополитенов схеме с одним контактным рельсом. Смысл применения четырехрельсовой системы с двумя контактными рельсами вместо одного заключается в том, чтобы таким способом предотвратить гальваническую коррозию металла.
До 1933 года линии строились и эксплуатировались частными компаниями. В 1933 году все линии, кроме Ватерлоо энд Сити, были национализированы и стали частью государственной компании «Лондон Трэнспорт». Крошечная линия Ватерлоо энд Сити оставалась в частных руках до 1994 года. В 2001 запланировано разделить Лондонское метро как собственность на три независимые компании и приватизировать их.
Вехи истории
- 1863 Открыто движение на участке линии Метрополитен Паддингтон (в то время Бишопс) Фаррингдон.
- 1864 Линия Метрополитен продлена до Хаммерсмита.
- 1868 Началось движение до Южного Кенсингтона. Построена ветка от Бейкер-Стрит до Суисс-Коттедж.
- 1871 Открыто движение на участке Кольцевой и Дистрикт линий Южный Кенсингтон Мэншен-Хауз.
- 1874 Линия Дистрикт продлена до Хаммерсмита.
- 1876 Линия Метрополитен продлена до Олдгейта.
- 1877 Линия Дистрикт продлена до Ричмонда.
- 1879 Линия Дистрикт продлена до Илинг Бродвей.
- 1882 Линия Метрополитен продлена до Тауэра.
- 1884 Завершено строительство Кольцевой линии.
- 1889 Ветка линии Метрополитен продлена до Чесхэма. Линия Дистрикт продлена до Уимблдона.
- 1890 - 1904 Построены четыре линии на электрической тяге системы Индепендент-Тьюб, из них в XIX веке:
- 1890 Первая в мире электрифицированная Северная линия на участке Стоквелл Кинг Уильям-Стрит (ныне Бэнк).
- 1898 Электрифицированная линия Ватерлоо энд Сити.
- 1900 - 1913 Поэтапная электрификация паровозных линий.
- 1906 - 1907 Построены три линии системы Йеркс-Тьюб.
- В первой половине XX века продолжалось строительство участков, проходящих в центре города в тоннелях глубокого заложения, а на окраинах по поверхности.
- 1960-е - 1990-е гг. Построены две линии системы Модерн-Тьюб, в том числе:
- 1968 - 1971 Линия Виктория.
- 1993 - 1999 Линия Джубили.
- 1999 Открыта линия «легкой» железной дороги Доклендс.
Современность и перспективы
Планируется продлить линию Ист Лондон на юг до Ист Дульвич и на север до Хайбери энд Айлингтон. Чтобы разгрузить линию Виктория, предполагается построить новую линию Челси-Хэкни, которая включит в себя участок линии Дистрикт Уимблдон Парсонз Грин, пройдет через центр Лондона и далее на запад к Лейтонстоуну и Хейнолту. Конкретные сроки осуществления запланированных работ еще не утверждены.
Схема линий
Кликните на схеме для увеличения масштаба (732 КБ).
Станции
Метрополитен и Кольцевая линии Станция Фаррингдон, 1863 |
Метрополитен и Кольцевая линии Станция Грейт Портленд-Стрит, 1863 |
Линия Ватерлоо энд Сити Станция Бэнк |
Центральная линия Станция Бэнк |
Линия Пикадилли Станция Лейчестер Скуэар |
Линия Джубили Станция Северный Гринвич |
Подвижной состав
Локомотив № 1 линии Метрополитен, 1863 |
Паровой поезд «Эшбери» линии Метрополитен. Фото 1 |
Паровой поезд «Эшбери» линии Метрополитен. Фото 2 |
Электровагон модели Q, первая треть XX века |
Поезд образца 1959 года. Снят с эксплуатации в 2000 году |
Действующий поезд образца 1996 года на станции Стрэтфорд линии Джубили |
Полезная информация
Лондонское метро разделено на 6 зон. Размер оплаты за проезд зависит от того, сколько зон вы проехали (как в наших пригородных электричках). Первая зона ограничена Кольцевой линией, и, если ваша поездка не проходит через первую зону, то плата за проезд уменьшается. Таким способом городские власти стремятся разгрузить центральную зону. Оплата за проезд варьируется от 0.90 фунта за проезд внутри одной зоны, кроме первой, до 3.60 фунта за проезд через все шесть зон. Существуют проездные билеты на один день, неделю и годовой. Движение поездов начинается между 5:00 - 5:30 и заканчивается в 24:00. Линия Ватерлоо энд Сити действует по рабочим дням с 6:15 до 21:30, по субботам с 8:00 до 18:30, по воскресеньям не работает. Окраинные участки некоторых других линий тоже не работают рано утром, поздно вечером и по воскресеньям. |