Предыдущая страница
Главная страница
Следующая страница
Будапештский метрополитен

Будапештская подземка — первый на Европейском континенте электрический метрополитен и первый в мире метрополитен, построенный сразу электрическим. В Будапештском метро, также как в Берлинском и Нью-Йоркском, исторически сложилась ситуация наличия двух систем — «узкой» и «широкой». Колея в обеих системах одинаковая, разница в габаритах тоннелей и вагонов. Иными словами, «узкий» поезд может ходить по «широким» линиям, но будет иметь большой зазор с платформами станций, а вот «широкий» поезд не влезет в «узкую» линию по габаритам.

В Будапеште действуют три линии метро: историческая «узкая» Линия 1, которую будапештцы называют «подземкой» (Földalatti) и две современные «широкие» Линия 2 и Линия 3, именуемые «метро» (Metro). Все три линии пересекаются в одной точке в центре города, образуя единственный пересадочный узел Deák Ferenc tér.

Первая очередь Линии 1 Vörösmarty tér — Széchenyi fürdő была открыта в 1896 году. Вся линия мелкого заложения, а после Hősök tere она выходила на поверхность, и тогдашняя станция Széchenyi fürdő была наземной. Впоследствии, в 1973 году, эта линия была продлена до Mexikói út, причем старый наземный участок линии был заменен новым подземным, а на месте старой наземной станции Széchenyi fürdő была построена новая подземная. Таким образом, с 1973 года Линия 1 полностью проходит под землей, без выходов на поверхность.

Строительство Линии 2 началось еще в 1950-х годах, однако было заморожено и возобновлено только в конце 60-х. Первый участок этой линии открылся в 1970 году. Таким образом, пуск в эксплуатацию первой и второй очередей Будапештского метро разделяют 74 года, что является своеобразным «рекордом». В 1970-х и 1980-х годах при помощи Советского Союза строительство новых участков велось очень активно, и именно в этот период полностью сформировалась существующая ныне система линий, проходящая преимущественно под землей. Наземных участков всего два, по одному на каждой из «широких» линий: на Линии 2 он состоит из двух станций (Pillangó utca и Örs vezér tere), а на Линии 3 наземная станция одна (Kőbánya-Kispest).

Построенные в этот период две новых линии соответствуют российским стандартам, при сохранении традиционной для Европы (в том числе и для исторической будапештской Линии 1) чуть более узкой, по сравнению с российской, колеи (1432 мм вместо российских 1524 мм). До сих пор по этим линиям ходят поезда советского производства 1970-х - 80-х годов. На исторической Линии 1 используются поезда, вероятно, венгерского производства, специально приспособленные по габаритам к этой линии.

Вехи истории

- 1896 Открыто движение на участке Линии 1 Vörösmarty tér — Széchenyi fürdő.

- 1970 Открыто движение на участке Линии 2 Deák Ferenc tér — Örs vezér tere.

- 1972 Открыто движение на участке Линии 2 Deák Ferenc tér — Déli pályaudvar.

- 1973 Открыто движение на участке Линии 1 Hősök tere — Mexikói út с заменой старой наземной станции Széchenyi fürdő на новую подземную.

- 1976 Открыто движение на участке Линии 3 Deák Ferenc tér — Nagyvárad tér.

- 1980 Открыто движение на участке Линии 3 Nagyvárad tér — Kőbánya-Kispest.

- 1981 Открыто движение на участке Линии 3 Deák Ferenc tér — Lehel tér.

- 1984 Открыто движение на участке Линии 3 Lehel tér — Árpád híd.

- 1990 Открыто движение на участке Линии 3 Árpád híd — Újpest Központ.

Современность и перспективы

В 1996 году, к столетию Будапештского метрополитена, все старинные станции были отреставрированы. В настоящее время строится новая Линия 4 Keleti pályaudvar — Kelenföldi pályaudvar, которая пройдет из Пешта в Буду под Дунаем в тоннеле глубокого заложения. На ее пересечениях с действующими линиями возникнут два новых пересадочных узла: Keleti pályaudvar и Kálvin tér. Открытие линии планируется в 2003 году.

Схема линий

Схема линий Будапештского метро

Станции

Одна из станций Линии 1, 1896
Одна из станций Линии 1, 1896
Станция Opera, 1896
Станция Opera, 1896

 Станция Hősök tere, 1896
Станция Hősök tere, 1896

 «Узкая» станция Deák Ferenc tér
«Узкая» станция Deák Ferenc tér

 «Широкая» станция Deák Ferenc tér
«Широкая» станция Deák Ferenc tér

 Одна из «широких» станций
Одна из «широких» станций

Подвижной состав

Старинный поезд. Фото 1
Старинный поезд. Фото 1
Старинный поезд. Фото 2
Старинный поезд. Фото 2

 Действующий «узкий» поезд
Действующий «узкий» поезд

 Действующий «узкий» поезд, интерьер
Действующий «узкий» поезд, интерьер

 Действующий «широкий» поезд старой модели
Действующий «широкий» поезд старой модели (советского производства)

 Действующий «широкий» поезд новой модели
Действующий «широкий» поезд новой модели

 «Широкий» поезд новой модели, интерьер
«Широкий» поезд новой модели, интерьер

Полезная информация

Будапештское метро работает в период с 4:30 утра до 23:45 вечера. Рано утром и в дневное время поезда ходят каждые четыре-пять минут, в часы пик — каждые две минуты, а вечером после 20:00 — по специальному расписанию, вывешенному на каждой станции. Талон на проезд (действительный как в метро, так и в наземном транспорте) стоит 95 форинтов, при проезде не более трех остановок — 65 форинтов. В Будапештской подземке нет турникетов. При входе нужно просто прокомпостировать талон.

Рейтинг@Mail.ru
Предыдущая страница
Главная страница
Следующая страница
Hosted by uCoz