Будапештская подземка первый на Европейском континенте электрический метрополитен и первый в мире метрополитен, построенный сразу электрическим.
В Будапештском метро, также как в Берлинском и Нью-Йоркском, исторически сложилась ситуация наличия двух систем «узкой» и «широкой». Колея в обеих системах одинаковая, разница в габаритах тоннелей и вагонов. Иными словами, «узкий» поезд может ходить по «широким» линиям, но будет иметь большой зазор с платформами станций, а вот «широкий» поезд не влезет в «узкую» линию по габаритам.
В Будапеште действуют три линии метро: историческая «узкая» Линия 1, которую будапештцы называют «подземкой» (Földalatti) и две современные «широкие» Линия 2 и Линия 3, именуемые «метро» (Metro). Все три линии пересекаются в одной точке в центре города, образуя единственный пересадочный узел Deák Ferenc tér.
Первая очередь Линии 1 Vörösmarty tér Széchenyi fürdő была открыта в 1896 году. Вся линия мелкого заложения, а после Hősök tere она выходила на поверхность, и тогдашняя станция Széchenyi fürdő была наземной. Впоследствии, в 1973 году, эта линия была продлена до Mexikói út, причем старый наземный участок линии был заменен новым подземным, а на месте старой наземной станции Széchenyi fürdő была построена новая подземная. Таким образом, с 1973 года Линия 1 полностью проходит под землей, без выходов на поверхность.
Строительство Линии 2 началось еще в 1950-х годах, однако было заморожено и возобновлено только в конце 60-х. Первый участок этой линии открылся в 1970 году. Таким образом, пуск в эксплуатацию первой и второй очередей Будапештского метро разделяют 74 года, что является своеобразным «рекордом». В 1970-х и 1980-х годах при помощи Советского Союза строительство новых участков велось очень активно, и именно в этот период полностью сформировалась существующая ныне система линий, проходящая преимущественно под землей. Наземных участков всего два, по одному на каждой из «широких» линий: на Линии 2 он состоит из двух станций (Pillangó utca и Örs vezér tere), а на Линии 3 наземная станция одна (Kőbánya-Kispest).
Построенные в этот период две новых линии соответствуют российским стандартам, при сохранении традиционной для Европы (в том числе и для исторической будапештской Линии 1) чуть более узкой, по сравнению с российской, колеи (1432 мм вместо российских 1524 мм). До сих пор по этим линиям ходят поезда советского производства 1970-х - 80-х годов. На исторической Линии 1 используются поезда, вероятно, венгерского производства, специально приспособленные по габаритам к этой линии.
Вехи истории
- 1896 Открыто движение на участке Линии 1 Vörösmarty tér Széchenyi fürdő.
- 1970 Открыто движение на участке Линии 2 Deák Ferenc tér Örs vezér tere.
- 1972 Открыто движение на участке Линии 2 Deák Ferenc tér Déli pályaudvar.
- 1973 Открыто движение на участке Линии 1 Hősök tere Mexikói út с заменой старой наземной станции Széchenyi fürdő на новую подземную.
- 1976 Открыто движение на участке Линии 3 Deák Ferenc tér Nagyvárad tér.
- 1980 Открыто движение на участке Линии 3 Nagyvárad tér Kőbánya-Kispest.
- 1981 Открыто движение на участке Линии 3 Deák Ferenc tér Lehel tér.
- 1984 Открыто движение на участке Линии 3 Lehel tér Árpád híd.
- 1990 Открыто движение на участке Линии 3 Árpád híd Újpest Központ.
Современность и перспективы
В 1996 году, к столетию Будапештского метрополитена, все старинные станции были отреставрированы. В настоящее время строится новая Линия 4 Keleti pályaudvar Kelenföldi pályaudvar, которая пройдет из Пешта в Буду под Дунаем в тоннеле глубокого заложения. На ее пересечениях с действующими линиями возникнут два новых пересадочных узла: Keleti pályaudvar и Kálvin tér. Открытие линии планируется в 2003 году.
Схема линий
Станции
Одна из станций Линии 1, 1896 |
Станция Opera, 1896 |
Станция Hősök tere, 1896 |
«Узкая» станция Deák Ferenc tér |
«Широкая» станция Deák Ferenc tér |
Одна из «широких» станций |
Подвижной состав
Старинный поезд. Фото 1 |
Старинный поезд. Фото 2 |
Действующий «узкий» поезд |
Действующий «узкий» поезд, интерьер |
Действующий «широкий» поезд старой модели (советского производства) |
Действующий «широкий» поезд новой модели |
«Широкий» поезд новой модели, интерьер |
Полезная информация
Будапештское метро работает в период с 4:30 утра до 23:45 вечера. Рано утром и в дневное время поезда ходят каждые четыре-пять минут, в часы пик каждые две минуты, а вечером после 20:00 по специальному расписанию, вывешенному на каждой станции. Талон на проезд (действительный как в метро, так и в наземном транспорте) стоит 95 форинтов, при проезде не более трех остановок 65 форинтов. В Будапештской подземке нет турникетов. При входе нужно просто прокомпостировать талон. |