Афинское метро официально стало называться так лишь недавно. В течение 130 лет его именовали «Городской железной дорогой». Связано это с тем, что историческая Линия 1 похожа на нашу московскую Филевскую линию: на окраинах она проходит по поверхности, уходя под землю лишь в центре города.
До 28 января 2000 года эта линия была единственной, но зато она одна из самых старых в мире! Ее первая очередь Тиссио Пирей, проходящая по поверхности, была открыта 17 февраля 1869 года. В 1889 году в самом центре города был сооружен первый подземный участок Тиссио Омониа. В результате афиняне получили возможность быстро добираться от центральной городской площади Омониа (площади Согласия) до афинского порта Пирея.
Первое время афиняне опасались ездить под землей. Вот какие диалоги можно было услышать в те дни у окошек билетных касс:
Ты уже написал завещание?
Нет.
Но ты хотя бы исповедовался в своих грехах?
Не успел.
Ты весьма легкомыслен. Я вот, например, привел в порядок все свои дела прежде, чем спуститься сюда. Этот туннель кажется мне вратами ада.
Мне билет до Фалиро, первым классом.
Туда и обратно?
Нет, в один конец. Я не уверен, что доберусь до Фалиро живым.
Вскоре, однако, недоверие горожан к новому виду транспорта поубавилось, и метро стало неотъемлемой частью городской жизни.
До 1976 года Афинское метро строилось и эксплуатировалось как частное предприятие. В 1976 году метро было национализировано и сейчас представляет собой две государственные компании, одна из которых (ISAP) эксплуатирует и реконструирует историческую Линию 1, а другая (Attiko Metro) занимается строительством и эксплуатацией новых Линии 2 и Линии 3.
Вехи истории
- 1869 Открыто движение на наземном участке Линии 1 Тиссио Пирей.
- 1889 (по другим источникам 1895) Открыто движение на подземном участке Линии 1 Тиссио Омониа.
- 1904 Афинский метрополитен электрифицирован по стандартной для большинства метрополитенов (в том числе и для Московского) системе: через третий контактный рельс.
- 1926 Построена вторая, так называемая «новая» станция Омониа.
- 1948 Открыто движение на подземном участке Линии 1 Омониа Аттики.
- 1957 Открыто движение на наземном участке Линии 1 Аттики Кифиссия.
- 2000 Открыто движение на двух новых линиях, полностью проходящих под землей, без выходов на поверхность: Линии 2 на участке Сеполия Дафни и Линии 3 на участке Синтагма Этники Амина.
Современность и перспективы
К Олимпиаде 2004 года планируется продлить Линию 3 до Олимпийского стадиона. На старинных станциях за этот период будут проведены работы по их модернизации с тем, чтобы они отвечали современным требованиям комфорта и безопасности. В частности, на всех исторических станциях будут сделаны специальные входы для инвалидов, такие, какие уже устроены на станции Пирей. К году проведения Олимпиады также планируется закупить для исторической Линии 1, пока еще в значительной степени обслуживаемой старыми составами, 120 новых вагонов.
Схема линий
Кликните на схеме для увеличения масштаба.
Станции
Станция Пирей, 1869 |
Станция Фалиро, 1869 |
Станция Тиссио, 1869 |
«Старая» станция Омониа, 1889. Фото 1925 года |
Станция Виктория, 1948 |
Одна из новых станций, открытых в 2000 году |
Подвижной состав
К сожалению в Афинах, в отличие от Лондона, не сохранился ни один паровой поезд девятнадцатого века. Все представленные на современных фотографиях поезда относятся уже к эпохе электрифицированного метро.
Старинный деревянный электропоезд |
Действующий поезд старой модели |
Поезд старой модели на станции Пирей |
Поезд новой модели |
Полезная информация
Линия 1 открывается для входа пассажиров в 5:00 и закрывается в 0:30, Линия 2 и Линия 3 открываются в 5:30 и закрываются в 24:00. В часы пик (7:30 - 10:00, 14:00 - 16:30) поезда ходят каждые три минуты, в дневное время каждые пять минут, а рано утром и поздно вечером каждые десять минут. Разовый билет для проезда в метро стоит € 0.70, а проездной на один день, включающий проезд в метро и автобусах € 2.90. |